Гостиная по Васту – место встречи гостей
- 12.12.2017
Функция:
Тот грихастха (домохозяин) благословен, в чьем доме царит атмосфера блаженства, чьи сыновья талантливы, чья жена говорит приятно,
кому достаточно богатства, чтобы удовлетворить свои желания, кто находит удовольствие в общении со своей женой, чьи слуги послушны, в чьем доме выказывают гостеприимство, ежедневно поклоняются Всеблагому Всевышнему Господу и готовится вкусная пища и питье, и тот, кто находит радость в обществе преданных (Книга Самскар. Выдержка из Шри Чанакья-нити-шастры).
Одна из основных функций гостиной комнаты – это прие гостей. В ведической традиции прием гостей считается одной из первых обязанностей домохозяев. Это утверждение показывал на своем примере сам Господь Чайтанья, принимая гостей. Более подробно об этом можно почитать у Вриндавана даса Тхакура – Послание любви. Книга первая. Навадвипа. Глава 9 Путешествие.
В целом в Ведах уделяется большой акцент на том, что домохозяин должен одинаково радушно принимать не только близких или почетных гостей, но даже незнакомцев и своих врагов.
Царь, которому не оказали достойного приема, не предложили подстилки, не усадили, не дали воды и не приветствовали приятными речами, подумал, что им пренебрегают, и разгневался.
КОММЕНТАРИЙ: По ведическим правилам закон гостеприимства гласит, что даже если в дом приходит враг, его следует принять со всеми почестями. У него не должно быть ни малейшего повода думать, что он находится в доме своего врага. Когда Господь Кришна вместе с Арджуной и Бхимой прибыл к Джарасандхе в Магадху, тот оказал своим почтенным врагам царский прием. Гость-противник Бхима должен был сражаться с Джарасандхой, но тем не менее им был оказан пышный прием. Вечером они сидели рядом, как друзья, а днем сражались не на жизнь, а на смерть. Таков был закон гостеприимства. По этому закону бедняк, которому нечего предложить гостю, должен быть достаточно любезен, чтобы дать ему соломенную подстилку и стакан воды, а также произнести несколько приятных слов. Следовательно, прием гостя, будь то друг или враг, не требует расходов. Это лишь вопрос вежливости (ШБ 1.18. 28. комм).
Также заостряется внимание и на незваных гостях. Их следует особо почитать и радушно встречать, так как они считаются представителями самого Господа.
Хозяин дома, который встречает гостей или странников злобными, испепеляющими взглядами, низвергается в ад Парьявартана. Там на него в упор безжалостно смотрят стервятники, вороны, цапли и другие хищные птицы. Внезапно они набрасываются на грешника и со страшной силой выклевывают ему глаза.
КОММЕНТАРИЙ: По ведическому обычаю гостей следует встречать очень радушно: даже если к вам в дом приходит ваш недруг, надо принять его так, чтобы он забыл, что находится в доме своего врага. Таковы ведические законы гостеприимства. Даже с незваным гостем хозяин должен быть очень обходительным и ни в коем случае не смотреть на него сердито, иначе после смерти такой нерадушный хозяин попадет
в ад Парьявартана, где на него набросятся полчища злобных птиц – стервятников, ворон и цапель – и выклюют ему глаза (ШБ.5. 26.35).
Великим благом для домохозяев считается, если они приглашают к себе в дом, и святых людей.
Человеку, даже если он небогат и привязан к семейной жизни, есть чем гордиться, если его дом посещают святые люди. Хозяин дома и его слуги предлагают возвышенным гостям воду, с удобством усаживают их и оказывают им достойный прием. К такому дому приходит заслуженная слава.
КОММЕНТАРИЙ: Когда в дом приходит святой, он приносит славу этому дому, его хозяину и слугам, потому что, принимая гостя, они омывают ему стопы, усаживают его на почетное место и ухаживают за ним. Иначе говоря, когда святой приходит в дом ничем не примечательного человека, он своими благословениями приносит ему славу. Поэтому в ведическом обществе домохозяева старались приглашать к себе в дом святых людей, чтобы получить их благословения. В Индии этот обычай сохранился до сих пор: куда бы ни пришел святой человек, хозяева оказывают ему достойный прием, а сами получают возможность приобщиться к трансцендентному знанию (Ш.Б. 4.22.10).
Если же, напротив, хозяин очень богат и в материальном отношении преуспевает, но не пускает в свой дом преданных Господа, такой дом, где не найдется даже воды, чтобы омыть преданным стопы, подобен дереву, на котором поселились ядовитые змеи (Ш.Б.4.22.11).
Праведная духовная семейная жизнь домохозяина и его домочадцев в виде преданного любовного служения вайшнавам и Господу может привести их к цели жизни. Этот путь культивации любви (бхакти-йога) к дживам и Господу от принятия и служению своим врагам, совсем незнакомым странникам и до святых личностей, ведет такую семью к совершенству жизни домохозяев.
Когда сын вырос, муж Девахути ушел из дома, и сын, исполнив свой долг перед матерью, тоже покинул ее. Она тоже могла бы уйти из дома, однако не стала делать этого. Напротив, она осталась дома и начала заниматься бхакти-йогой, следуя наставлениям своего великого сына, Капилы Муни, и благодаря ее занятиям бхакти-йогой дом Кардамы Муни стал похож на цветочную корону, венчавшую реку Сарасвати (Ш.Б. 3.33.13).
Таким образом, гостиная является одним из основных помещений, которое помогает нам следовать нашей дхарме.
Месторасположение:
Так как гостиная – это зона связи семьи с внешним миром (гостями), то эту комнату следует располагать поближе к входной зоне в жилище (к двери из дома и прихожей). Таким образом, дом разделяется на две зоны – общественную и приватную, куда гости, как правило, не имеют доступ. Гостиная – эта та комната, где собираются все члены семьи, поэтому она может быть самой большой, просторной и светлой из всех остальных помещений. Благоприятно, если окна в этой комнате выходят на северное, восточное или северо-восточные направления. Функционально в гостиной может объединяться несколько зон: столовая, алтарная, зона отдыха, зимний сад и т.д. Различные функции в комнате желательно разделять между собой мебелью, цветом, светом, материалом, перегородками. При зонировании следует учитывать несколько составляющих: конструктивность, практичность, красоту и правила Васту.
Цветовая гамма:
Комната может иметь теплую гамму, создавая ощущение уюта и тепла.
Необходимо использовать светлую гамму стен, которая будет визуально расширять пространство.
Общие принципы для гостиной:
Необходимо предусмотреть почетное место для гостя (Гуру). Как правило, это одна из самых привлекательных, красивых и удобных деталей интерьера. В ведической традиции гость считался представителем самого Господа. Поэтому, для него формировались наилучшие условия.
В комнате должно присутствовать достаточно свободного пространства, в котором может пребывать большое количество гостей и при этом комфортно себя чувствовать.
Так как гостиная – место собрания семьи и гостей, то очень благоприятно, если в этой комнате будут располагаться изображения, связанные с духовной тематикой. Таким образом, разговоры, мысли, поведение людей будут настраиваться на благостную атмосферу. Просто видя картину Верховного Господа, Чьи глаза подобны лепесткам лотоса, занятого в трансцендентных играх, человек освобождается от всех греховных реакций, накопленных в течение предыдущих 10 млн. рождений(Хайаширша-панчаратра).
Алексей Онищук.